hiGhgame Среда, 2024-05-15, 5:13 PM
Главная страница | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Флуд » Фильм! Видео! Мультик!) » чушь
чушь
pipiskaДата: Четверг, 2009-01-08, 10:11 PM | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

Политология, как следует из названия, – это наука о политике. Этимологически термин политология образован из двух греческих слов – politike (общественные, государственные дела) и logos (учение, слово). Термин «политология» используется в нашей стране, а на Западе и Востоке широко употребляется понятие «политическая наука».
Поскольку политика есть специфическая форма деятельности социальных групп и индивидов, направленная на организацию и использование политической власти, наиболее непосредственным предметом политологии являются: сама политическая власть, ее сущность и структура; механизм распределения и осуществления власти; легитимация политической власти, т.е. ее способность обеспечить себе поддержку со стороны большинства членов общества; контроль за политической властью со стороны общества. Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в отечественных и зарубежных исследованиях.
Политология развивается как целостная система теоретического и прикладного знания о политике.
Теоретическая политология формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политических исследований.
Прикладная политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания – технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.
В процессе становления и развития политической науки оформились различные теоретические подходы к изучению политики. Они определяются термином «парадигма», введенным в научный оборот в двадцатые годы американским историком науки и философии Т.Куном.
Парадигма – это логическая модель, определяющая способы восприятия и интерпретации действительности. Она задает направленность исследованию политики, отбору и обобщению фактов, прогнозированию событий.
Основные парадигмы политологии – теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая.
Суть теологической парадигмы состоит в объяснении политики и власти божественной волей. Ее возникновение связано с ранними этапами истории, когда человечество не имело рациональных представлений о политике.
Натуралистическая парадигма ориентирует на объяснение политики географической средой, биологическими и психическими качествами людей.
Социальная парадигма истолковывает политику как производную других сфер жизни общества – экономики, социальной структуры, права, культуры, этики.
Рационально-критическая парадигма ориентирует на выявление важнейших элементов политики, раскрытие ее противоречивости и конфликтогенности.
Политология оперирует рядом категорий, отражающих конкретные стороны политической жизни и являющихся инструментами ее исследования.
Первая группа категорий дает возможность определить специфику самой науки – политика, политические отношения, политическое поведение, политическая деятельность, политические интересы, политические ценности.
Вторая позволяет анализировать специфику субъектов политики – политическая власть, господство, легитимность, политическая элита, политический лидер.
Третья связана с исследованием политической системы и ее институтов – политическая система, политический режим, государство, партия, группа давления, демократия, тоталитаризм, авторитаризм, избирательная система.
Четвертая группа категорий позволяет анализировать политические процессы – политический процесс, политическое участие, революция, реформа, восстание, мятеж, политический конфликт.
Пятая группа категорий охватывает в основном область политического сознания – политическая идеология, политическая психология, политическая культура, политическая социализация.
Категориальный аппарат относится к числу наиболее дискуссионных проблем политологии. Сложность политологического анализа во многом вызывается многозначностью ряда категорий, разночтением определений и формулировок понятий.
Социальная роль политологии определяется выполняемыми ею функциями – теоретической, методологической, практической, прогностической и воспитательной.
Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни, приращение политического знания в целом.
Методологическая функция политологии заключается в разработке принципов и способов познания политических реалий, категориального аппарата этой науки.
В исследовательских целях применяются как общетеоретические методы (системный, структурно-функционалистский, сравнительный, диалектический, антропологический, исторический, психоаналитический, бихевиористский и др.), так и методы эмпирического познания, позволяющие получать информацию о конкретных политических явлениях (использование данных статистики, анализ документов, опрос, наблюдение, деловые игры, экспертные оценки, и др.).
Особую роль в изучении политики играет бихевиористский (поведенческий) метод акцентирующий внимание на приоритетности анализа действий людей предпринимаемых для достижения своих политических целей. Познавательными средствами политологии являются логические методы – анализ и синтез, индукция и дедукция абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа.
Практическая функция политологии своим содержанием имеет определение способов, методов и средств рационализации политической жизни, выработку рекомендаций для властных структур, предварительную экспертизу политико-управленческих решений с точки зрения ожидаемого от них эффекта.
Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов. Возможности прогнозирования расширились благодаря включению общественных наук в орбиту научно-технической революции (НТР).
Воспитательная функция политологии состоит в формировании политического сознания и политической культуры граждан, в осуществлении их политической социализации, в обеспечении возможности функционирования демократических обществ.
В демократических системах наука о политике – важный фактор социализации граждан, воспитания у них уважения к правопорядку и обеспечивающим его институтам, формирования устойчивой политической культуры, ориентированной на общечеловеческие ценности.
В российском обществе наука о политике способствует становлению демократического менталитета, воспитанию таких качеств, как политическая толерантность, готовность к компромиссам и консенсусу, умение в рамках законов выражать и защищать интересы, предотвращать или относительно безболезненно разрешать социальные конфликты.
В связи с тем, что политика – явление сложное и многогранное, кроме политологии, ее исследованием занимаются и смежные области обществознания.
Политическая философия служит методологической базой политических исследований. Она изучает мировоззренческие, нормативные и ценностные основы политики.
Политическая социология изучает влияние социальной среды на политику и ее обратное влияние на эту среду. Она занимает промежуточное положение между политологией и социологией, примыкая к обеим дисциплинам.
Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознание и подсознание, эмоций человека.
Политическая антропология изучает влияние расовых и этнических факторов на политическое поведение человека.
Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с природными факторами – территориальными, ресурсно-сырьевыми и климатическими.
Геополитика изучает связи и взаимодействие политики и пространственных факторов – географических, экономических, культурных, коммуникационных.
Политическая история исследует процессы развития политической жизни общества, становления государственных институтов, партий, движений.
Подход к определению природы политической науки как одной из наук, изучающих политику, характерен для европейской традиции и не является единственным. Другой подход к этой науке существует в США, где она рассматривается как общая наука о политике, интегрирующая основные отрасли политического знания – политическую философию, политическую теорию, политическую социологию, политическую психологию и политическую антропологию.
Реально политические исследования осуществляются на стыке наук, изучающих политику. Политология взаимодействует и с целым рядом так называемых формальных наук – логикой, кибернетикой, статистикой, общей теорией систем.

Добавлено (2009-01-08, 9:52 Pm)
---------------------------------------------
Термин «политика» чаще всего употребляется в двух значениях:
• целенаправленная деятельность людей в сферах властных, государственных, классовых, национальных отношений;
• характеристика организационных структур, институтов, обеспечивающих стабильность и позволяющих регулировать политическую деятельность людей.
Первое из этих значений выражает деятельностный аспект политики (динамизм, зависимость от действий политических субъектов, взаимосвязь с другими видами социальной деятельности), второе - институциональный характер политики, ее организационную структурированность.
Политика существует в двух формах — теоретической и практической. Первая — это мыслительная деятельность, работа воображения, теоретическое проектирование, планирование и т.д. Практическую форму политики образуют организация и функционирование органов власти, политических партий, движений и т.д.
Политика может быть классифицирована по ряду оснований - направленности, сферам общественной жизни, видам деятельности, содержанию и характеру, масштабности целей. По направленности политику различают на внутреннюю и внешнюю. По сферам общественной жизни внутренняя политика дифференцируется на экономическую, социальную, правовую, национальную, оборонную, научную, экологическую, религиозную и т.д. Как вид деятельности политика осуществляется на нескольких уровнях — местном, региональном, государственном и международном. По содержанию и характеру политика бывает прогрессивной, консервативной и реакционной, гуманной и антигума ной, реалистической и волюнтаристской и т.д. По критерию масштабности целей политика может классифицироваться как стратегическая и тактическая.
В условиях глобализации современного мира, понимаемой прежде всего как усиление взаимозависимости государств вследствие экономической интеграции, развития информационных и коммуникативных технологий, грань между внутренней и внешней политикой становится все более проницаемой, условной. Поэтому многие ученые рассматривают политику как целостное явление, не разделяя ее на внутреннюю и внешнюю.
Структуру политики образуют субъекты, объекты и ресурсы. Субъекты политики - это носители целенаправленного политического действия (государство, партии, профсоюзы, политические движения, индивиды, социальные общности). Объекты политики - это общество во всей совокупности протекающих в нем процессов, основные сферы его жизни, те институты, социальные группы, общности и индивиды, на которых в определенных целях оказывается политическое воздействие. Различие между субъектами и объектами политики условно, поскольку все участники политического процесса обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретных ситуаций могут выступать в качестве субъекта и объекта политики. Ресурсы политики - это элементы материальной и духовной среды, используемые субъектами политики для воздействия на объекты с целью их изменения. Различают четыре вида ресурсов - материально-технические, человеческие, духовные и временные.
В политике выделяют три уровня ее существования - макроуровень, микроуровень и мегауровень. Макроуровень характеризует публичную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах, государство как целое. Микроуровень политики охватывает отдельные организации -партии, профсоюзы, группы интересов и т.п. Мегауровень политики относится к деятельности международных организаций - ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и др. Первый из этих уровней характеризует суть политики, а второй и третий имеют подчиненное значение.
Основные функции политики: 1) обеспечение целостности и стабильности общества; 2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей; 3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов; 4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли.
Политика как целеполагающая форма деятельности осуществляется для достижения определенных целей путем использования разнообразных средств. Цель в политике - это идеальный желаемый результат, который служит побудительным мотивом предпринимаемых действий. Средства в политике — инструменты превращения мотивов в реальные результаты (демонстрации, забастовки, пикеты, пропагандистские кампании, вооруженные действия, выборы, референдумы, этические и правовые нормы, традиции и пр.)
Политические цели различаются по значимости и масштабам (общие, частные), по содержанию политики (социальные, экономические, экологические, политико-юридические и пр.), по очередности (ближайшие, промежуточные, отдаленные, конечные), по сферам деятельности (внутренние и внешние). Возможна и более дробная классификация целей политики - по социальным, сословным, групповым, партийным, личным и прочим признакам.
Воздействие различных средств политики на общество характеризует понятие метод политики. К методам политики относятся прежде всего принуждение и убеждение, насилие и ненасилие.
Между целями и средствами политики (включая методы их реализации) существуют взаимозависимость и взаимодействие. С одной сторона, цель и условия ее реализации предопределяют использование соответствующих средств. С другой стороны, средства, воздействуя на достигнутый результат, выявляют реалистичность или утопичность цели, могут корректировать ее параметры и даже искажать.
Искусство политики состоит в умении соотносить цели и средства их достижения, оптимально использовать избранные средства, учитывать нравственную значимость как целей, так и средств. В современном обществе критерием при выборе средств политики должны быть основополагающие принципы гуманизма, утверждающие общечеловеческие ценности - право на жизнь, безопасностъ и свободу, развитие человеческой личности.
Политические явления, процессы и взаимодействия в обществе характеризует понятие «политическая жизнь». Оно раскрывает особенности возникновения и развития политики, различные ее формы и детерминанты функционирования.
Наиболее непосредственно политическая жизнь зависит от типа политического режима, уровня развития гражданского общества, влияния политических идеологий и религий, деятельности СМИ. Значительное воздействие на политическую жизнь оказывают природная среда (территория, ресурсы, климат), господствующие в обществе экономические отношения, развитие техники, особенности этнонациональных общностей.
Роль и значение политической жизни возрастают по мере становления гражданского общества и правового государства. Это проявляется в развитии идейного и политического плюрализма; в функционировании законодательной, исполнительной и судебной власти; в деятельности политических партий и средств массовой информации разной ориентации; в возникновении разветвленной системы общественных движений и негосударственных социальных институтов (центры, фонды, комитеты и т.д.).
Важнейшими параметрами политической жизни общества являются стабильность и нестабильность.
Политическая стабильность - состояние политической жизни общества, проявляющееся: во-первых, в эффективном функционировании политических институтов и их развитии при сохранении качественной определенности; во-вторых, в соблюдении юридических и моральных норм, сложившихся социальных традиций; в-третьих, в мирном разрешении конфликтных ситуаций. Политическую стабильность следует отличать от застоя и стагнации политической жизни, выражающихся в торможении или отсутствии ее динамики.
Политическая нестабильность определяется как неспособность политической системы управлять изменениями, как отклонение от традиционных и приемлемых для общества стандартов. Политическая нестабильность может иметь долговременный или ситуационный характер. В первом случае необходимы коренные изменения в общественном устройстве, во втором — преобразования менее глубокие, не затрагивающие основы общественного устройства.

Добавлено (2009-01-08, 9:52 Pm)
---------------------------------------------
V
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Политические отношения - это взаимодействие между социальными общностями, группами, гражданами и институтами по поводу власти, государственного устройства и управления обществом.
Политические отношения классифицируют по разным основаниям:
1) по субъектам политики различают отношения между нациями (этносами), социальными слоями, индивидами, политическими институтами - государствами, партиями, организациями;
2) по характеру взаимодействия субъектов выделяют отношения господства и подчинения, сотрудничества, соперничества и нейтралитета;
3) по степени и форме влияния на деятельность институтов власти различают отношения реальные и формальные, прямые и опосредованные;
4) по форме участия в политике дифференцируют отношения лояльности, поддержки, оппозиции;
5) по способу выражения различают отношения, официально закрепленные в нормах права, уставах партий и организаций, и отношения, формально не закрепленные.
Специфика всех видов политических отношений состоит в том, что они, во-первых, выражают взаимосвязи между субъектами через власть и, во-вторых, тем или иным образом определяют все остальные общественные отношения.
Совершенствование политических отношений, высокая степень выраженности в них разнообразных социальных интересов составляет содержание политического прогресса. Его критериями являются:
• структурная дифференциация политических отношений;
• характер стимулов политической деятельности;
• наличие компонентов и структур, способных к точной, критической оценке сложившейся системы политических отношений;
• уровень знания и рационального фактора в сфере политики, освобождение политического сознания от мифологических представлений и норм, сковывающих политическую активность;
• развитость политической культуры граждан, степень сформированности у них ценностных ориентации, способствующих поступательному развитию общества;
• гибкость и универсальность форм властвования;
• широкое участие граждан в определении политики государства, в выборе альтернатив развития общества, в осуществлении контроля за властными структурами.
Политические отношения складываются в процессе реализации политических интересов и потребностей людей, действующих в конкретных пространственно-временных измерениях.
Политический интерес выражает отношение между субъектами политики по поводу условий их существования, а политическая потребность — это отношение субъекта политики к условиям существования как к объекту, от которого он зависит и на который направлено его действие. Отличие политических интересов от потребностей, следовательно, заключается в предметах, сторонах, между которыми устанавливаются политические отношения.
Политические интересы классифицируются по нескольким основаниям:
1) в зависимости от субъектов политики (национальные, этнические, партийные, классовые и т.д.);
2) по направленности (прогрессивные, реакционные, консервативные);
3) по сферам действия (внутриполитические, внешнеполитические);
4) по характеру (стихийные и осознанные);
5) с учетом фактора времени (постоянные, перспективные, текущие).
Политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических приоритетов, отражающих потребности социальных групп и слоев общества.
В динамике современных политических интересов прослеживаются две противоположные тенденции: 1) укрупнение, агрегирование политических интересов несколькими ведущими политическими силами; 2) диверсификация политических интересов, т.е. нарастание их многообразия и, как следствие, рост числа точек пересечения. С диверсификацией политических интересов, а также «разрыхлением» прежней жесткой социально-классовой структуры связано постепенное размывание традиционного политического спектра, соперничества правых и левых.
Политика реализуется в пространственном и временном измерениях.
Политическое пространство - это сфера действия политических субъектов, идей, теорий, лозунгов, процессов. Оно является частью общей системы социальных пространств — экономических, правовых, идеологических, культурных и пр.
По вопросу о границах политического пространства существуют две основные позиции - этатистская и либеральная.
Этатизм исходит из идеи максимального расширения политического пространства, необходимости его слияния с пространством социального бытия в целом. В практике тоталитарных государств эта позиция проявлялась в возведении всех социальных проблем до политического уровня, в стремлении решать эти проблемы исключительно политическими средствами и методами, в установлении полного контроля власти над обществом.
Либерализм исходит из противоположной позиции — необходимости сужения политического, пространства до ограниченного круга проблем, требующих обязательного вмешательства государства и других политических институтов: оборона страны, внешняя политика, посредничество в урегулировании социальных конфликтов, борьба с преступностью.
Политическое время - это время деятельности политического субъекта, срок протекания политических событий и процессов, период жизнеспособности и действия тех или иных идей. Оно может ускоряться или замедляться в зависимости от событийной насыщенности.
Концепция времени дала название многим политическим течениям и идеологиям — консерватизму, традиционализму, обновленчеству, авангардизму, прогрессизму. Политическое время обладает также определенными ценностными характеристиками: время подъема, упадка, застоя, перемен, реформ, революций и т.д.
Политическое время отличается от непрерывно текущего астрономического времени не только его конечностью, но и ограниченностью. Оно охватывает главным образом краткие и средние хронологические сроки - от нескольких дней или даже часов до одного — двух десятилетий.
Оптимальное использование времени является показателем эффективности политики и власти. Оно во многом производно от уровня политической культуры общества и степени его политического развития.
На использование политического времени влияют особенности политического пространства. Более сложное, разнородное и протяженное политическое пространство может замедлить протекание политического времени, образовать паузы в политическом процессе.

Добавлено (2009-01-08, 9:55 Pm)
---------------------------------------------
ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Государство - основной институт власти в политической системе конкретного общества, совокупность учреждений и организаций, обладающих верховной властью на определенной территории. Предшественниками государства были различные формы социальной саморегуляции и самоорганизации людей - традиции, нормы, обычаи, родо- и племенные образования, характерные для первобытно-общинного строя.
В разных теориях дается различное объяснение причин возникновения государства: в теологической — воля Бога; в договорной — сила разума, стремление к организации общественной жизни; в материалистической - социально-экономические факторы; в теории завоевания — военно-политические факторы и т.д.
Признаки государства:
• публичная власть, материализованная в органах управления и распространяющаяся на всю территорию страны, на всех граждан (правительство, чиновничий аппарат, армия, полиция и т.д.);
• монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения;
• система налогов, податей, займов, необходимых для материального обеспечения государственной политики;
• территория - пространство, на которое распространяется юрисдикция государства;
• суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость в международных отношениях;
• монопольное право на принуждение и соответствующие органы для его осуществления (армия, полиция, службы безопасности, суд).
Функции государства - это основные направления деятельности по решению стоящих перед ним задач. Могут классифицироваться по разным критериям: в зависимости от продолжительности - на постоянные и временные; в зависимости от значения - на основные и неосновные, второстепенные; в зависимости от сферы осуществления - на внутренние и внешние.
Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся: функции защиты существующего политического строя, экономической и социальной системы, прав человека; хозяйственно-организаторская функция; культурно-воспитательная функция; экологическая функция. Внешние функции - оборона страны, защита ее интересов на международной арене, участие в международном разделении труда.
В зависимости от характера устройства и обеспечения прав человека в развитии государства выделяются два глобальных этапа - традиционный и конституционный.
Традиционные государства возникали и существовали преимущественно на основе обычаев. Власть над подданными в них институционально не ограничивалась, а граждане не были равноправны. Традиционные государства - это прежде всего монархии.
Конституционный этап связан с появлением первых конституций, явившихся результатом Великой французской революции и войны Соединенных Штатов за независимость. Для этого этапа в развитии государства характерны юридическая очерченность его полномочий и наличие институциональных гарантий прав человека.
Завершенность процесса формирования конституционного государства характеризуется понятием правовое государство. Современная модель правового государства характеризуется:
• всеобщностью права, в равной мере распространяющегося на власть и гражданина;
• верховенством закона;
• соблюдением прав и свобод личности в соответствии со стандартами, зафиксированными во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года;
• взаимной ответственностью государства и личности;
• разделением властей и их взаимодействием через систему «сдержек и противовесов»;
• законопослушанием граждан;
• действием в обществе демократических принципов, важнейший из которых — «разрешено все, что не запрещено».
Современное правовое государство является социальным, то есть стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия существования, социальную защищенность, соучастие в управлении государством, а в идеале - равенство жизненных шансов и возможностей для самореализации личности.
В функционировании современных государств взаимодействует несколько тенденций - этатистская и деэтатистская, интеграции и дезинтеграции. Этатистская тенденция проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества, деэтатистская—в активизации гражданского общества, усилении его контроля над государством, расширении влияния на государство политических партий и групп интересов. Тенденция интеграции проявляется в создании экономических, политических и военных объединений (НАТО, ЕС, АСЕАН и др.), тенденция дезинтеграции - в распаде ряда государств (СССР, Чехословакия, Югославия).
Возможности государств в проведении независимой политики ограничивают процессы глобализации - интенсификация взаимодействия между членами мирового сообщества, прогрессирующая проницаемость межгосударственных границ, формирование единого и универсального социума и др. Нарастание разрыва между суверенитетом де-юре и суверенитетом де-факто вынуждает государства делегировать свои полномочия не только надгосударственным структурам, но и «вниз» - региональным и муниципальным структурам.
Государства традиционно классифицируются по двум критериям - формам правления и формам территориального устройства. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.
Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. При монархической форме правления источником власти является одно лицо и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.
Монархии бывают двух видов — абсолютные и ограниченные, конституционные. В абсолютных монархиях единственным носителем суверенитета государства является монарх и отсутствуют представительные учреждения (Саудовская Аравия, Бруней). В конституционных монархиях наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония).
Республики подразделяются на три разновидности — парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская) в зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) эту роль выполняет президент, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.
К президентско-парламентскому типу республик близка и Россия. Согласно Конституции Президент избирается населением по двухтуровой мажоритарной системе, обладает правом издания законодательных актов, назначения премьер-министра (с согласия Государственной Думы) и членов кабинета. По своему усмотрению он может отправить правительство в отставку и при определенных обстоятельствах вправе распустить Государственную Думу (ст. 111 и 117 Конституции РФ). Дума может требовать от Президента отставки правительства.
Системы власти с институтом президента, аналогичные российской, функционируют в Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Азербайджане и Армении.
Основные формы национально-территориального устройства — унитарная, федеративная и конфедеративная.
Унитарное государство отличают единая конституция, единая система высших органов власти и законодательства, единое гражданство. С точки зрения внутреннего устройства, унитарные государства бывают централизованными (в основном малые страны - Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Швеция и др.) и децентрализованными, с широкой автономией регионов в рамках полномочий, переданных в их ведение центральными органами власти (Италия, Испания, Франция).
Федерация - устойчивый союз государственных образований, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные органы власти, нередко конституции (наряду с союзной) и двойное гражданство. К числу федераций ныне относятся Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария. Для федерации характерно взаимодействие двух противоположных тенденций - к централизации и децентрализации.
Конфедерация — союз государств для осуществления конкретных совместных целей чаще всего в области военной, внешнеполитической, транспорта и связи, денежной системы. Эта форма государственного объединения непрочна и либо преобразуется в федерацию (как в случае США и Швейцарии), либо распадается, как это произошло, например, с Объединенной Арабской Республикой, в которую входили Египет и Сирия, Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии.
Элементы конфедерации наличествуют в объединении европейских государств — Европейском Союзе (ЕС). В нем функционируют надгосударственные органы со значительными полномочиями (Совет Европейского Союза, Европарламент), координируется политика, имеются общие экономическое пространство и валюта.
Кроме основных форм национально-территориального устройства имеются и специфические. Это прежде всего объединения государств вокруг бывших метрополий (Британское Содружество наций, Франкофония), основывающиеся на общности языка, элементов культуры и наличии наднационального аппарата, и ассоциированное государственное

Добавлено (2009-01-08, 10:08 Pm)
---------------------------------------------
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Политический режим - это система средств и методов осуществления политической власти, характеристика состояния прав и свобод личности. Он определяет политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее истории.
Признаки политического режима:
• степень участия народа в формировании и реализации политической власти;
• соотношение прав и свобод человека с правами государства;
• гарантированность прав и свобод личности;
• реальный статус ветвей власти;
• положение средств массовой информации, степень гласности в обществе;
• место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
• характер политического лидерства;
• тип политического поведения;
• учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
• доминирование определенных методов (убеждение, принуждение и пр.) при осуществлении политической власти;
• состояние законности в различных сферах общественной жизни;
• юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);
• мера политического плюрализма, включая многопартийность;
• наличие реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, в том числе высших.
Исходя из вышеперечисленных признаков понятия «политический режим» различают демократические, тоталитарные, авторитарные и тиранические политические режимы.
Демократия как народовластие нигде не была реализована и скорее выступает как идеал, к которому следует стремиться. В наибольшей степени к его осуществлению приблизились развитые страны Запада, являющиеся ориентиром для мирового сообщества.
Для демократии как типа политического режима характерны следующие признаки:
1. Политическая власть имеет легитимный характер и осуществляется в соответствии с законами. Общество избирает конкретных носителей власти и контролирует их.
2. Ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - независимы и уравновешивают друг друга. Это обеспечивает баланс различных социальных сил, препятствуя опасному для общества бесконтрольному сосредоточению власти.
3. Юридически закреплены и в полном объеме реализуются права и свободы человека, прежде всего права личности. Главный принцип — «все, что не запрещено, разрешено».
4. Неотъемлемым элементом политического процесса является оппозиция, которая пользуется теми же правами и возможностями, что и правящее большинств<

 
Форум » Флуд » Фильм! Видео! Мультик!) » чушь
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2006 Хостинг от uCoz